Oops! It appears that you have disabled your Javascript. In order for you to see this page as it is meant to appear, we ask that you please re-enable your Javascript!

Увеличение количества Lego-клубов: Как игры помогают детям бороться с проблемами в социальном взаимодействии, чтобы научиться общению с другими людьми

38-Lego-Teri-Pengilley

Используя положительный опыт занятий с конструкторами LEGO для улучшения социальных навыков у детей с аутизмом, можно попытаться улучшить социальное взаимодействие у детей с различными особенностями в развитии.

Сара Кэссиди

Идет занятие. Утро пятницы в начальной школе Харстона и Ньютона, в деревне чуть южнее Кембриджа. Трое увлеченных детей пяти — шести лет играют с Lego. Но это не просто много  Lego, это — тщательно продуманный и контролируемый опытным координатором процесс совместной постройки грузового автомобиля.

Пятилетняя Кайлум внимательно изучает инструкции и руководит действиями своих одноклассников. «Нужно четыре белых детали с четырьмя бугорками и две красных прозрачных детали с одним бугорком», говорит она шестилетнему Гарри.

«Тебе нельзя смотреть инструкции», — добавляет она, когда Гарри наклоняется, чтобы самому увидеть, как детали выглядят в инструкции.

Это определенно не время игр и развлечений. Это — Лего-терапия в действии.

У каждого ребенка своя четкая роль со своими обязанностями и ограничениями: инженер, поставщик или строитель. У инженера — инструкции, которые не должны видеть другие (отсюда и жесткая позиция Кайлум). У поставщика — детали, а строитель должен собрать всю модель воедино. Инженер должен сообщить поставщику, какие детали нужно дать строителю, и описать строителю, как соединить детали вместе, не показывая фотографии и инструкции от конструктора.

Лего-терапия изначально была разработана в США, в 1999 году, детским нейропсихологом доктором Даниэлем Легоффом. Доктор Легофф случайно обнаружил двух своих пациентов, восьмилетних мальчиков с синдромом Аспергера, у которых были проблемы с социальным взаимодействием, азартно играющими и разговаривающими в комнате ожидания. Это было совершенно нехарактерно для них, так как ранее мальчики не проявляли никакой заинтересованности друг в друге либо в ком-то еще. Но произошло такое стечение обстоятельств, что в тот день оба мальчика принесли Лего. И когда один из них приехал, а другой уходил, они обнаружили, что они оба разделяют увлечение Лего.

Докторр Легофф организовал специальные занятия, чтобы дать возможность мальчикам встречаться и играть с Lego. Это позволило терапистам работать с мальчиками над улучшением их социальных навыков. Ребята были рады работать вместе, делиться, работать по очереди, разрешать любые конфликты так долго, как долго им было разрешено строить модели Lego. Другие молодые люди, которые посещали клинику доктора Легоффа, проявили заинтересованность к участию в занятиях Lego-клуба, и вскоре в занятиях принимало участие семеро детей.

В результате анализа Lego-клубов было обнаружено, что участие в еженедельных часовых занятиях по Лего-терапии привело к «значительному» и «устойчивому» улучшению социальных навыков участников и снижению «повторяющегося, стереотипного поведения». Исследования данного метода в сравнении с другими вмешательствами привели к выводу о том, что дети, получающие Лего – терапию, продемонстрировали «значительно» большее улучшение, чем в другой группе.

Формат занятия, с инженером, поставщиком и строителем, был разработан для группы детей с трудностями социального взаимодействия, чтобы они работали вместе и использовали развернутую речь, чтобы их поняли сверстники.

Идея была воплощена в Великобритании Джиной Гомес-де-ла-Куэста, тогда аспирантом, работающим с профессором Саймоном Барон-Коэном из Центра Исследования Аутизма Кембриджского университета. Она уехала в США, прошла обучение по Лего-терапии доктора Легоффа, и вернулась в Великобританию, где организовала Лего-клубы. «Это был каскадный эффект», говорит Доктор Гомес-де-ла-Куэста . «Я была в Инвернессе, учила людей, затем клубы появились каскадом по всему Высокогорью и в Брайтоне. Возникновение Лего-клубов происходит повсюду. Но это, как правило, случается в кластерах, так как люди узнают об этом из уст в уста.»

«Мы должны быть осторожными в оценках, чтобы не преувеличивать значение Лего-терапии. Мы не говорим, что это очередное лекарство от аутизма. На данный момент проведено три — четыре исследования, которые показывают обнадеживающие результаты. С точки зрения доказательств, это еще довольно мало, это небольшая, но многообещающая доказательная база».

39-Lego-Clubs-Teri-Pengilley

 

Д-р Гомес-де-ла-Куэста является соавтором новой книги, «Lego-терапия: Как построить социальную компетентность через Lego-клубы для детей с аутизмом и сопутствующими заболеваниями», которая, как она надеется, поможет людям создать еще больше клубов.

«Lego является очень привлекательным для детей», говорит она. «Нет ничего зазорного в том, чтобы ходить в Lego-клуб, тогда как туда же можно идти как в клуб по развитию социальных навыков. Дети с аутизмом часто не заинтересованы в том, чтобы учиться социальным навыкам, но с помощью Lego веселым и естественным способом мы можем добиться их общения».

«Вам необходимо справляться с трудностями социального взаимодействия, поскольку они возникают в клубе. Это необходимый навык для координатора группы, чтобы помочь детям решать любые проблемы, с которыми они сталкиваются. Важно, что они приобретают навыки естественным путем, а не методом механического заучивания»

До сих пор исследования в клубах были сосредоточены только на детях с расстройствами аутистического спектра, но д-р Гомес-де-ла-Куэста считает, что эта терапия может быть применена в случаях гораздо более широкого диапазона проблем, в том числе социальных и эмоциональных проблем, проблем невербального обучения.

В начальной школе Харстона и Ньютона Lego-клуб был введен в рамках исследовательского проекта, созданного доктором Элли Бретт, педагога – психолога в Кембриджшире, которая исследовала использование Lego-клубов в школах (предыдущие исследования изучили влияние клубов только в клиниках). Доктор Бретт содействовала созданию Lego-клубов в 13 начальных школах Кембриджшира в 2013 году как части ее исследования, сферой особых интересов которого являются именно детские клубы. Она говорит: «Предпосылка была в том, что детям интересно Lego, у них будет стимул принимать участие в клубах».

Фактически, Бретт обнаружила, что в то время как одни дети получали удовольствие от клубов и хотели бы посещать их чаще, у других детей динамика социального взаимодействия была трудной и нередко они расстраивали других членов группы, которых они всегда считали не столь успешными в Лего конструировании, как они сами. С другой стороны, ранее клубы в медицинских клиниках были, как правило, исключительно для детей с аутизмом, в то время как школы Кембриджшира использовали их для смешанных групп учеников. (Хотя у некоторых учеников был диагностирован аутизм, были дети с другими проблемами в общении, некоторые дети были выбраны для участия, чтобы просто укрепить их уверенность в себе и улучшить баланс группы)

Какими бы ни были различия, Лиза Мерфи, директор школы Харстона и Ньютона с 2006 года, в восторге от успеха клуба. Она говорит: «Когда Элли обратилась к нам, мы искали что- то, чтобы поддержать наших детей, которые нуждались в помощи с социальными навыками, и что включало бы тех, у кого диагностирован синдром Аспергера. Мы подумали, что это могло бы быть полезным, но это во много раз превзошло наши ожидания… думаю, что доказательством успеха является тот факт, что мы работаем уже три года».

«Простота была удивительной, и, я думаю, что именно простота позволила нам увидеть действительно серьезные результаты. Мы видим детей, которые были частью программы, возвращающимися к некоторым из методов, которым они научились в Lego Club, соблюдать очередность, участвовать в работе, и они были в состоянии обобщить эти навыки и перенести их в другие виды деятельности. В Кембриджшире сейчас все больше и больше школ используют Lego клубы, потому что руководители говорят об этом, когда собираются вместе, и вокруг распространилась информация о том, как это полезно… »

В другой начальной школе, Хоутон, в деревне на севере графства, смешанные группы детей, в том числе школьников с диагностированными расстройствами аутистического спектра, используют Lego, чтобы улучшить свои социальные навыки. Чарли, Лола и Кэмерон, всем им по восемь лет, говорят, что им нравится Lego клуб. «Это помогает нам найти новых друзей,» говорит Лола. «И это помогает научиться разделять обязанности, говорить и слушать», говорит Джо Таггарт, один из специалистов по поддержке детей с особыми потребностями, которые работают в клубах. Джорджина Янг, директор школы, добавляет: «Это было очень важно для развития их социальных навыков и повышения их способности устанавливать контакт друг с другом».

Таггарт считает, что дети более склонны применять навыки, которые они узнали в Lego Club, в других повседневных жизненных ситуациях, в то время как методы, изучаемые на занятиях по социальным навыкам, как правило, не будут использоваться в других местах. «Зачастую вы учите детей смотреть в глаза, например, как социальному навыку, но они не применяют этот навык в других ситуациях. Но когда они делают это в Лего клубе, то вы видите, что они делают это и в другом месте».

Не то, чтобы в клубах было все гладко. Как упоминалось выше, исследования Бретт показали, что многие дети считают взаимодействие с другими детьми сложным процессом, и сказали, что они предпочли бы играть в одиночку. Они рассказали доктору Бретт о спорах, которые были у них с другими членами группы в прошлом, и жаловались, что другие дети «так раздражали» или всегда были «дураками».

Тем не менее, говорит д-р Бретт, все это— часть обучения общению: «Совместная игра имеет основополагающее значение для Лего-терапии, так как это путь, в течение которого навык соответствующего социального взаимодействия приобретается, упрощается и применяется. Работа через разногласия внутри занятий активирует соответствующие социальные навыки, которые должны быть усвоены».

Дети этого даже не осознают. Как говорит Кэмерон: «Мне нравится Лего-клуб, потому что здесь можно  делать вещи из Лего!»

«Lego-терапия: Как построить социальную компетентность через Lego-клубы для детей с аутизмом и сопутствующими заболеваниями» Даниэль Легофф, Джина Гомес-де-ла-Куэста, Г Ж Краусс, и Саймон Baron-Коэн, публикуется издательством Джессики Кингсли

Оригинал статьи, источник фото: http://www.independent.co.uk

Перевод: Лада Зюзюн
Редакция: Алексей Зюзюн

Источник: http://koshka38.ru

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники